Суббота, 11.05.2024
МО учителей физики города Алексина

Меню сайта
Наш опрос
Какой педагогический интернет-ресурс содержит наиболее значимую для Вас информацию по физике?
Всего ответов: 24
Главная » Статьи » Статьи

Теоретический семинар «Критическое мышление»
20 марта 2012 года состоялось очередное заседание методического объединения учителей физики. Основная проблема, рассматривавшаяся педагогами - знакомство с технологией «Критическое мышление». Данная технология максимально отвечает требованиям к выпускникам общеобразовательных учреждений. Технология строится на трех основных аспектах: образовательный аспект – создание условий для выявления положительных и отрицательных сторон научных открытий, формирование интереса к научным знаниям; развивающий аспект – формирование  аналитического и креативного мышления; воспитательный аспект – способствовать воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.


На заседании с докладами выступили Коняхина Марина Васильевна (Буныревская СОШ № 14) - «Актуальность, формы и понятия технологии по формированию критического мышления у школьника», и Борисова Нина Николаевна (МБОУ «СОШ № 2») - «Технология и особенности приемов, применяемых с целью воспитания критического мышления».

Анализ технологии «критического мышления». Изменение целей и задач образования

СтарыеНовые
  • приобретает знания и навык;
  • приобретает их как можно в большем объеме;
  • ориентация на объем материала;
  • отсутствие возможности выбора;
  • принятие целей образования и жизни в готовом виде;
  • стремление избежать контроля.
  • саморазвитие и самосовершенствование;
  • знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;
  • наличие возможности выбора программ и даже предметов;
  • постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;
  • стремление к своевременному и объективному контролю.
  • передача опыта и знаний;
  • обучение на основе устоявшихся знаний;
  • использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;
  • жесткость учебных и образовательных программ.
  • индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;
  • обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;
  • обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;
  • гибкость учебных и образовательных программ.
  • подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;
  • редкие нововведения сверху.
  • создание условий для комфортной "жизни" сейчас в данной школе, в данном коллективе;
  • формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;
  • постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса

Сравнение традиционного урока и урока с использованием технологии критического мышления

Первая стадия – вызов (актуализация имеющегося опыта и знаний).
Вторая стадия – осмысление (изучению нового материала). 
Третья стадия – рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения).

Встает вопрос: В чем же различия? Что принципиально нового несет технология «Критическое  мышление»?

Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Практическая часть

Отработка приема «Пометки на полях»

Этот методический прием позволяет отслеживать понимание прочитанного текста. В качестве «пометок на полях» используют маркировочные знаки, которые ставят карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. 
Пометки:
знак «галочка» (V) – информация известна;  
знак «плюс» (+) – новое знание, новая информация;
знак «минус» (-) – новые знания идут вразрез с имеющимися представлениями;
знак «вопрос» (?) – информация, которая для понимания требует дополнительных сведений.

Текст №1

Ядерная энергетика остаётся предметом острых дебатов. Сторонники и про­тивники ядерной энергетики резко расходятся в оценках её безопасности, на­дёжности и экономической эффективности.
Опасность связана с проблемами утилизации отходов, авариями, приводящи­ми к экологическим и техногенным катастрофам, а также с возможностью использовать как оружие массового поражения повреждение этих объектов обычным оружием.
«Двойное применение» предприятий ядерной энергетики, возможная утечка (как санкционированная, так и преступная) ядерного топлива из сферы про­изводства электроэнергии, его использование для производства ядерного оружия служит постоянным источником общественной озабоченности, поли­тических интриг и поводов к военным акциям (например, операция «Опера», Иракская война).
Главное преимущество — практическая независимость от источников топли­ва из-за небольшого объёма используемого топлива. Расходы на перевозку ядерного топлива в отличие от традиционного угля или мазута, ничтожны. Огромным преимуществом АЭС является её относительная экологическая чистота. На ТЭС суммарные годовые выбросы вредных веществ на 1000 МВт установленной мощности составляют от 13 000 тонн в год на газовых до 165 000 тонн на пылеугольных. Подобные выбросы на АЭС полностью отсутствуют. ТЭС мощностью 1000 МВт потребляет 8 миллионов тонн кислорода в год для окисления топлива, АЭС же не потребляют кислорода вообще. Единственный фактор, в котором АЭС уступают в экологическом плане традиционным ТЭС, — тепловое загрязнение, вызванное большими расходами техни­ческой воды для охлаждения конденсаторов турбин, которое у АЭС несколько выше из-за более низкого КПД. Однако этот фактор важен для водных эко­систем, а современные АЭС в основном имеют собственные искусственно созданные водохранилища-охладители или вовсе охлаждаются градирнями. Главный недостаток АЭС — тяжелые последствия аварий, для исключения которых АЭС оборудуются сложнейшими системами безопасности с многократными запасами и резервированием, обеспечивающими исключение расп­лавления активной зоны даже в случае максимальной проектной аварии. Несомненный вред радиации, особенно в высоких дозах, сегодня известен всем. Если ситуация на АЭС не выходит из-под контроля, то их вредное влия­ние на здоровье людей сопоставимо с действием угольных электростанций или удобрений. Оно намного ниже, чем влияние природных источников излу­чения (таких, как космические лучи, некоторые минералы и горные породы, применяемые в строительстве). Кстати, наибольшие дозы облучения человек получает... в поликлинике, при рентгенодиагностике.

Текст № 2.

11 марта на северо-восточном побережье Хонсю, в 130 км от берега прои­зошло одно из крупнейших в истории Страны восходящего солнца землетря­сений. В непосредственной близости от побережья расположены четыре действующие АЭС: «Фукусима-1», «Фукусима-2», «Онагава» и «Токай». В их составе находится четверть всех работающих в стране ядерных реакторов (14 из 55). Развитие ядерной энергетики в последние десятилетия является для Японии приоритетным, чем-то вроде национального проекта: с помощью собственных АЭС страна борется с колоссальной зависимостью от импорта энергоносителей (сегодня Япония импортирует более 60%). Территория Японии находится в одной из самых сейсмически опасных зон пла­неты, здесь происходит до 20% всех средней тяжести и сильных землетрясе­ний. Землетрясение 11 марта 2011 года имело магнитуду 8,9, но здания элект­ростанций подземные толчки выдержали. «Фукусима-1»— одна из старейших АЭС, построенная американской фирмой «Дженерал электрик» 40 лет назад. Ни сами реакторы, ни стенки защищающих их герметичных стальных контей­неров этого и других блоков не получили повреждений. Сработали также сис­темы автоматического отключения реакторов (на момент аварии во включён­ном состоянии находились три из шести блоков), которые должны останав­ливать ядерную реакцию при повышении сейсмической активности до опас­ных пределов.
Однако землетрясение вызвало волну цунами высотой до 10 метров. На этот случай японские станции, расположенные на побережье, снабжены защитны­ми дамбами. Поток воды, смывавший с побережья целые здания, не разру­шил энергоблоки, в которых находятся реакторы, но вывел из строя дизель­ные генераторы, создав угрозу перегрева реакторов и, следовательно, тяжё­лой ядерной аварии. Разрушило цунами и систему трубопроводов, которые охлаждали сами дизели.
Перегрев на АЭС «Фукусима» вызвал серию взрывов, произошёл выброс ра­диоактивных газов в атмосферу и радиоактивных веществ в воды Мирового океана.
В связи с ядерной опасностью из окрестностей АЭС были срочно эвакуирова­ны около 180 тысяч жителей. Зона эвакуации была объявлена в радиусе 30 километров вокруг станции. Около 160 человек получили значительную дозу облучения.

Обсуждение.

Побуждают ли выставление пометок на полях к внимательному считыванию  текста?
Каким образом следует организовать обсуждение выставленных пометок после прочтения текста?




Категория: Статьи | Добавил: al-fiz (01.04.2012)
Просмотров: 840 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Статистика


Погода
Посоветовать сайт
Copyright Михайлова С.В. © 2024